Организациям достаточно часто приходится решать вопрос об инвестировании каких-либо проектов, принимать решение о целесообразности какого-либо направления и т.д. В этом случае всегда встает вопрос о том, насколько данное направление может быть рентабельно, какие у него перспективы, какие потребуются затраты и какова возможная прибыль, с какими трудностями можно столкнуться при реализации проекта, как организовать маркетинг товара.

Определение рыночных перспектив товара или услуги

Определение рыночных перспектив товара или услуги, в первую очередь, включает в себя определение возможного объема продаж товара или услуги с заданными свойствами. Этот показатель является основным. Исходя из полученных данных, составляется несколько прогнозов изменения объема реализации продукта с заданными свойствами, и оцениваются рыночные перспективы и потенциал товара или услуги на определенный промежуток времени. Данный вид работ применяется в основном для того, чтобы понять, в какой стадии жизненного цикла находится товар и каковы его дальнейшие перспективы или данный вид работ может применяться в качестве первоначальной оценки перспективности нового направления и обоснованности затрат на дальнейшую разработку проекта.

Оценка привлекательности проекта

При оценке привлекательности проекта, подразумевается, что уже существует некий проект производства и реализации товара или услуги. Причем в этом проекте определены затраты на производство продукта и необходимые вложения. Поэтому основной упор делается на определении разницы между возможными поступлениями от реализации продукта и затратами на производство и реализацию данного продукта. На основании расчета возможных поступлений от реализации заданного объема продукта и затрат на производство и реализацию данного объема (с учетом возможных неблагоприятных и благоприятных факторов) принимается решение о привлекательности проекта.

Составление бизнес-плана

Составление бизнес-плана - процедура более стандартизированная. Существует ряд методических указаний и рекомендаций (Минфина, департамента Ярославской области и т.д.), которыми специалисты Агентства руководствуются при разработке бизнес-плана. Основной упор делается на финансовые показатели деятельности. Здесь также требуется определение возможных объемов реализации, показывающие, что определенное количество продукта (то, которое планируется выпускать) может быть реализовано на рынке за определенный промежуток времени. При этом, составляется подробный финансовый план, определяется потребность в капитальных вложениях и план инвестиций, производственный план, план маркетинга и сбыта, организационный план проекта и т.д. Оцениваются сроки окупаемости проекта, индекс прибыльности, точка безубыточности, устойчивость и чувствительность проекта.

Разработка или корректировка маркетингового комплекса товара или услуги

Не менее часто встает перед организациями вопрос о разработке или корректировке маркетингового комплекса товара или услуги в целом или одной из его составных частей.

Традиционно выделяют следующие виды маркетингового комплекса:

  • Сам товар (услуга), его характеристики, свойства и т.п.
  • Цена товара или услуги
  • Сбыт
  • Продвижение
  • Иногда к данным четырем элементам добавляют уровень сервиса

При разработке нового товара или услуги, или при корректировке маркетинговой политики имеющихся товаров и услуг могут вставать вопросы о том, какими основными и дополнительными потребительскими свойствами, внешним видом, упаковкой и т.п. должен обладать продукт, как скажется тот или иной уровень цен на потреблении данного продукта, какой канал сбыта продукции нужно избрать, чтобы продукт попал к наибольшему количеству потребителей и какими методами продвигать данный товар на рынке. Помочь определить оптимальные характеристики элементов маркетингового комплекса возможно с помощью проводимых Агентством маркетинговых исследований, которые помогают ответить на приведенные выше вопросы.

Для ответа на вопросы, чаще всего, используется получение информации от конечных потребителей продукта, которая собирается либо методом демоскопических опросов населения (если продукт массового спроса), либо анкетированием определенного сегмента населения (в зависимости от того, на какую группу потребителей рассчитан товар). Если товары или услуги рассчитаны на потребление юридическими лицами практикуются экспертные опросы или опросы представителей организаций, которые принимают решение о приобретении данного продукта.

На некоторых рынках, для получения полноты картины, используются опросы промежуточных продавцов товара или услуги.

Кроме того, практикуются такие методы, как наблюдение и подсчет в местах продаж, ритейл-аудит, анализ прайс-листов и рекламы.

Много полезной информации о потребительских свойствах продукта дают качественные методы исследования (фокус-группы, глубинные интервью и др.), проводимые с представителями целевой группы.

Применяется сбор и анализ вторичной информации. В качестве источников вторичной информации используются: данные официальной статистики, обзоры рынков, открытая информация об организациях отрасли и т.п.

Другие услуги

Иногда компаниям приходится решать более частные задачи, как-то:

  • Оценка характеристик товаров и услуг на соответствие их некоему идеалу, или просто в сравнении с конкурентами;
  • Изучение конкурентного окружения компании или продукта;
  • Тестирование потребительских свойств товаров;
  • Определение емкости рынка, доли конкретных товаров на рынке, рыночные доли основных компаний – производителей товаров или услуг;
  • Изучение закономерностей потребительского поведения при приобретении товаров или услуг;
  • Определение целевой группы покупателей;
  • И многие другие, где также могут быть полезны услуги Агентства «РОСС».

Данные задачи могут решаться как по отдельности, так и в ходе комплексного исследования по анализу рынка, где совмещаются целый ряд из перечисленных задач.

При решении данных задач и ответе на поставленные вопросы специалисты Агентства используют как первичные, так и вторичные данные, используя для их сбора различные методы.